Изменения в социальном поведении происходят если не во всех, то почти во всех кругах социального танцевания. Они отражают стремительные культурные преобразования, женские и мужские движения борьбы за свободу, влияние культуры геев. Также они являются результатом общего смешения культур в современном западном обществе.
http://idance.ru/articles/20/541p_ta1.jpg
Танцы, отдаляясь от своих культурных корней, неизбежно подвергаются влиянию традиционалистов и новаторов. Консерваторы объясняют свои взгляды верностью истории танца, его технике и тонкой изысканности его форм. Новички руководствуются энтузиазмом и пытаются подогнать все под свой лад, даже не обладая достаточной для этого информацией.

Развитие и взаимодействие этих групп изменяет законы мероприятий социального танца. Отношения между полами и внутри них – краеугольный камень всех этих изменений.

Еще одно-два поколения назад отношения между мужчиной и женщиной в салоне танго в Буэнос-Айресе в точности отражали строгие законы всего общества. Женщины сидели по краям танцпола, группами либо с сопровождающими, а мужчины приглашали их на танец, подавая знак издали. Если женщина принимала приглашение, мужчина вел ее в танце в течение нескольких песен подряд и затем возвращал на место.

Галантное поведение демонстрировало приверженность правилу европейского рыцарства: сильный и отважный мужчина почитает красоту и защищает хрупкость прекрасной и зависимой женщины. Любое отклонение от такого поведения влекло за собой изгнание из кругов социального танцевания. Однополые танцы или перемена ролей «лидер-ведомый» не были приняты. Исключения составляли танцы в ситуациях, когда мужчины или женщины либо отсутствовали вообще, либо их явно не хватало.

В Аргентине перевес мужчин явился результатом однополой иммиграции на рубеже 19 и 20 веков. Со временем сложились условия, в которых развились изощренные взаимоотношения лидера и ведомого в танго.

Война также нарушила равновесие полов. В бараках, где обитали одни мужчины, практиковалось совместное танцевание. В сообществах, практически лишенных мужчин, женщины тоже танцевали вместе. В мировых войнах двадцатого века эта вынужденная сепарация полов совпала с успехами женского движения за свободу. После войн танцевальные роли остались неизменными, но социальные роли изменились навсегда. Общественные перемены привели к установлению весьма свободных отношений между мужчинами и женщинами и постепенно сказались на самих танцевальных техниках.
http://idance.ru/articles/20/541p_ta2.jpg

Общественные изменения в Аргентине

В Аргентине феминистская революция продвигалась медленнее, чем в Северной Америке и Европе, но все же продвигалась. Это происходило одновременно с межкультурным распространением танго, которому способствовал успех великолепных сценических шоу.

Сегодня в Аргентине, как, впрочем, и в других странах, круги социального танцевания представляют собой объединения свободных личностей. Раньше женщина управлялась мужчиной. Теперь же допустимо, чтобы женщина приглашала мужчину на танец. Раньше мужчина раскрывал эстетический замысел степов, таким образом демонстрируя и собственный ум, и красоту партнерши. Женщина выражала красоту при помощи шага и наряда. Теперь женщина – равный игрок, и теперь ей нужны собственное совершенство в технике и собственный ум.

Техника ведения и следования отражает эту крупнейшую эволюцию. Язык телодвижений ведомого стремительно обогащается.

Одновременно с этим происходила и другая история полов. В прошлом женское образование не одобрялось ни в одном из своих проявлений. Поэтому на танцполе только мужчины могли быть атлетами и звездами. Обычно на танцах женщин было меньше, чем мужчин, и поэтому соревнования между мужчинами были жесткими и вдохновляли их на саморазвитие. В те времена быть хорошим социальным танцором означало быть храбрым, волевым и уважаемым человеком.

В пятидесятые годы с появлением рок-н-ролла танцевание с партнером вышло из моды. Ударение с ведения и следования перешло на импровизацию в стиле фристайл. Одновременно с этим большинство молодых девушек нового поколения начали брать уроки балета или модерна, а мужчины перенацелились почти исключительно на спорт. Власть мужчины в танцевании была поколеблена. Танцевание стало ассоциироваться с гомофобией, и совершенство в танце стало восприниматься как свидетельство гомосексуальности.

Сейчас, несколько поколений спустя, социальное танцевание возвращается в Европу и в обе Америки. Раньше в нем было больше мужчин, теперь – больше женщин. Раньше физической подготовки и образования не хватало женщинам, теперь – мужчинам. И, подводя итог, отметим, что мы живем в обществе, где отношения между полами, дома и на работе, совсем другие, нежели даже двадцать лет назад.
http://idance.ru/articles/20/541p_ta3.jpg
Поэтому, хотя современные круги социального танцевания до сих пор относятся с уважением к своим корням в рыцарстве, хотя мужчины по-прежнему ведут, а женщины следуют, теперь все уже не так, как раньше. Часто вести учатся женщины, в основном из-за нехватки мужчин или ради того, чтобы быть лидером. А мужчины все чаще отдают роль лидеров женщинам, потому что вести – это тяжело. И все чаще танцуют с другими мужчинами, понимая, что так быстрее научишься хорошо танцевать.

Лидеры и ведомые

Посреди этой культурной свалки особое место занимает техническое развитие танца. Все больше и больше людей обоих полов становятся компетентными лидерами и ведомыми одновременно. И теперь даже во время одного импровизационного танца происходит постоянная смена ролей: лидер просит ведомого уступить ему место, и наоборот. Это напоминает, как однажды учились одновременно вести и следовать аргентинские мужчины. Отличие в том, что полов теперь два.

На танцполе мы замечаем все больше типов поведения, которые характеризуют наше современное общество. Женщины-профессионалки часто являются самыми желанными лидерами. Мужчины проводят время, следуя в танце за теми, кто танцует в роли лидера лучше, чем они, и тем самым ускоряют свой процесс обучения. Однополые пары уже не вызывают сплетен и пересудов.

Но все еще остаются отголоски старых законов, и многое сегодня зависит от характера учителя или управляющего заведением. Подходящее время, чтобы сделать вклад в развитие танца. Следующие поколения социальных танцоров будут танцевать в эпоху удивительных перемен.
http://idance.ru/articles/20/541p_ta4.jpg

Источник: danieltrenner.com , автор: Daniel Trenner
Перевод: iDance
Фото: lanacos.com , triangletangueros.org , pctango.com , dancetime.com