http://idance.ru/articles/20/670p_cho1.jpg

Хореография кажется вам тайной? Может быть, вы думаете, что «способность сочинять даруется небом и холодное прикосновение мысли и анализа только разрушает вдохновение хореографа» (Doris Humphrey, The Art of Making Dances)? Да, вдохновение – это от бога, но управлять им можно при помощи мозгов. Давайте развеем таинственность процесса хореографии и рассмотрим некоторые композиционные средства, которыми пользуются хореографы при создании своих танцев.

Начало вашей музыки, когда вы выходите на сцену (или начинаете танцевать, если уже стоите на сцене) может походить на остальную часть музыки, а может и отличаться от нее. Музыка, которая сочиняется специально для сценического танца, имеет увертюру, во время которой происходит выход на сцену, но вы можете выбрать музыку без увертюры – тогда отделять начало от середины и концовки придется лично вам. Я обозначаю начало тем, что использую более простой пассаж и совершаю под него менее сложные движения, чем те, которые последуют потом. Шаги по сцене здесь почти необходимы – поэтому позвольте ритму вести вас. Когда музыка говорит вам, что делать, танцевать становится так легко!

У вашего танца всегда есть определенное место в пространстве. Запомните, что центр сцены (вы стоите лицом к зрителям) – это основная точка, пространственная база танцевального номера. Подумайте, какие шаги можно использовать, чтобы перемещаться по сцене:

- по прямой вперед, назад, в стороны, по диагонали: буква V, буква T, зигзаги;
- по изогнутым линиям (круги, дуги, восьмерки, спирали).

Пробуйте перемещаться по этим линиям (они называются линиями танца), становясь лицом вперед, боком или спиной по отношению к ним. Например, вы можете мелкими шажками пройтись по кругу лицом к линии танца или сделать это бочком, акцентируя внимание на каком-нибудь изолированном движении. Повернуться – простейший из способов, которыми танцу придают новый вид.

Вы еще здесь? Итак, смотрите, что нужно сделать. Станцуйте, Обдумайте, Потом Снова Станцуйте – и снова обдумайте!

Теперь у вас есть идея, и вы можете ее развивать. Чтобы разнообразить простую идею движения, хореографы пользуются такими штуками, как АБА, паттерн/смена (pattern/change) и тема и вариации.

1. АБА означает, что повторяющийся элемент чередуется с чем-то еще (степом, движением, последовательностью, комбинацией и т.п.) Например, имеется комбинация шагов:
1. медленный степ (А), 2. быстрые степы (Б), 1. медленный степ (А), поворот (В); складываем все вместе – и получаем АБАВ.

2. Паттерн/смена, наверное, самый популярный элемент композиции. Степ, движение, часть тела, которая используется чаще всего остального в конкретной последовательности, называется «паттерном», сменой в этой последовательности может служить переход к следующей последовательности или более определенное изменение в танце.

Например, в последовательности серии шагов на восемь счетов используется простой шаг в течение шести счетов и что-то еще в течение остальных двух; простой шаг – это паттерн, а «что-то еще» (кружение? изменение направления? остановка? подпрыгивание?) – это смена. Смена может быть вставлена в любое место последовательности, но чаще всего она находится в ее конце и выступает в качестве перехода.

3. Тема и вариации – интересный инструмент хореографа. У вас есть последовательность шагов или движений, которая повторяется; но в каждом степе или движении вы постоянно что-то меняете.

Еще один пример серии шагов:

Вы совершаете большой круг по сцене и держите реквизит на уровне плеч:
8 счетов – простой шаг в ритм лицом к линии танца,
8 счетов – быстрый шаг по линии танца,
8 счетов – простой шаг с изолированным движением по линии танца, но всегда лицом к зрителям.

Такова последовательность.

Во время повтора последовательности одной простой вариацией может быть держание реквизита в другом положении. Последовательность остается той же самой, но меняется положение тела.

Все это указывает на одно из самых интересных явлений в танце – бесконечное разнообразие возможных движений.

Когда вы разучиваете хореографию на уроке или мастер-классе, анализируйте основополагающие элементы танцевального произведения. Вы видите, что танец составляют не только серии степов или движений, связанные вместе, но и конкретные композиционные средства. В жизни все мы неосознанно ищем паттерны, при помощи которых пытаемся создать порядок из хаоса. Если вы будете делать это, когда учите танец, вам будет легче его запомнить – что, согласитесь, большой плюс!

Источник: kawakib.com , автор: Anthea
Перевод: iDance
Фото: sylviane.com , news.boisestate.edu, wm.edu