http://www.idance.ru/articles/13/417p_feel3.jpg
Я вспоминаю, как впервые услышала сальсу. Я была на третьем курсе университета и брала уроки для начинающих в центре отдыха университетского городка. Я не знала ничего о клаве* и о том, нужно танцевать на раз или на два. Знала только, что от музыки мне хочется двигаться и что иногда мне удается почувствовать, как она бежит по венам. Меня, новичка, музыка захватила целиком: я слушала, как разные инструменты производят разные звуки, делают это в разных ритмах и с разнообразными синкопами. Раньше я увлекалась хип-хопом, в котором бит – сердце музыки. Поэтому мое тело просто отдавалось песне… и, если в песне были удары, я выражала их резкими, отрывистыми движениями, а, если были трели, я имитировала их при помощи тела и синкоп ногами. Заметьте, тогда я определенно не была сальсерой. Я была простой девушкой, которая умела почувствовать сердце и душу музыки, как если бы это было жизненно важно. Я интуитивно знала, где сбавить темп, где ускориться, где сделать резкое движение, а где – плавно перейти к следующему. Я просто хотела танцевать, танцевать под невероятные звуки, которые слышала. Сальса – это сердечный ритм танца, а его игнорировать невозможно.

Сейчас, когда я считаю себя сальсерой, я по-прежнему чувствую этот сердечный ритм музыки. Я выучила все о клаве, я могу танцевать на раз и в обоих вариантах на два, я могу танцевать руэду де казино, гуагуанко, и так далее и тому подобное. Но во всем этом богатстве знания и опыта есть одна важная вещь: нужно не только чувствовать, но и понимать музыку. Действительно сильные танцоры сальсы выделяются в танцующей толпе не потому, что знают все возможные комбинации, и не потому, что выделывают трюки, которые прямо-таки бросают вызов смерти. Мое внимание захватывает не это. Просто пара выглядит так, словно составляет с музыкой одно целое. Словно композиторы и певцы делают музыку специально под их движения, синхронизацию и стиль. Композитор делает паузу – танцор замирает, в музыке есть синкопа – ноги не отстают; пара обладает таким стилем и темпом, что отделить это от музыки невозможно. Песня играет только для них, и им принадлежит весь танцпол.

Сейчас, накопив определенный опыт, я выхожу в клубы и на вечеринки в поисках мужчин, которые знают, что с этим опытом делать; мужчин, которые в ведении и стиле действуют так, как если бы сами были музыкой. Как я дошла до такого уровня? Есть несколько простых приемов, которые мне помогли. В общем, если вы новичок, середнячок или даже продвинутый танцор, желающий научиться расти вместе с музыкой, чтобы стать не танцором на раз и не танцором на два, а танцором САЛЬСЫ, вот вам несколько советов. Первый – слушайте сальсу дни и ночи напролет. Когда я впервые начала относиться к сальсе серьезно, я перестала слушать радио и полностью перешла на диски с сальсой. Я завалила себя целой кучей песен и через некоторое время научилась разбираться в инструментовке. В один день я слушала духовые, в следующий – пианино, а на третий сосредотачивалась на скрипке. Если ты постоянно в музыке, она постепенно становится твоей второй натурой.

Если достать хорошую сальсу для вас проблема, поболтайте с диджеем в местном клубе (у него всегда для вас что-нибудь найдется, в противном же случае он посоветует хорошее место, где можно закупиться) или поищите музыку в интернет-магазинах. Второе – выберите песню, под которую вам очень нравится танцевать и которая обязательно крутится в каком-нибудь клубе, и слушайте ее целую тысячу раз. Зачем? Затем, что второй шаг – это запоминание битов, ритмов, пауз и инструментовки одной песни. Как только таких песен наберется штук десять, у вас появится слух на определенные музыкальные паттерны, и вы сможете распознавать их, даже если песня вам незнакома. Если вы выбираете именно песню, которая вам нравится, ее будет легче слушать постоянно. Кроме того, приятнее будет делать следующий шаг. Третье – начинайте двигаться под звуки песни. Забудьте о «на раз» или «на два», просто старайтесь почувствовать звуки, ритмы и паузы, и двигайтесь именно под них.
Если не знаете никаких движений и не можете ничего придумать, то в следующий раз, как придете в клуб, сядьте и смотрите, а еще лучше, снимайте на видеокамеру. Дома будет чем заняться. Признаюсь, очень многое в моем стиле выпрошено, одолжено и своровано у лучших танцоров и инструкторов.

Ну да ладно. Теперь у вас есть несколько движений, которые вы хотите использовать в столь полюбившейся вам песне. Вы в клубе. Не мучьте себя и не путайтесь в десяти разных движениях, если чувствуете, что еще к этому не готовы. Берите одно за раз и работайте над ним; так вы будете гораздо лучше смотреться. Потом найдите себе какого-нибудь надежного партнера и станцуйте вместе. Если ошибетесь, волноваться не придется, потому что это не соревнование, а тренировка и, прежде всего, развлечение.
http://www.idance.ru/articles/13/417p_feel5.jpg
Чтобы обосновать мою уверенность в том, что в танце крайне важно стать частью музыки, я приведу один пример. Нескольким очень дорогим мне друзьям и инструкторам выпало суровое испытание на съезде сальсерос, потому что их танцевание сочли «бракованным» - ведь поголовно все спорят о том, что лучше – на раз или на два, а на остальное не смотрят. На самом же деле их танцевание невероятно музыкально и настолько креативно, что его можно даже называть мини-Бродвеем. Мало того, что любое их движение привязано к музыке, так они еще объединяют в танце разные музыкальные стили. Как им это удается? Суть в том, что это танцоры в настоящем смысле слова – они – это музыка, а музыка – это они. Мои чудесные вдохновители. Мои друзья, помогающие мне и указывающие путь в этой паутине танца. И, что более важно, друзья всем, кто вокруг них. Это невероятные танцоры мирового класса, потому что их движения невероятно выразительны. Они перевели базовые движения на принципиально новый уровень, на котором счету не место. Когда же их спросили, считают ли они себя танцорами на раз или на два, они ответили, что они танцоры на сальсу.

Кажется, пришло время уничтожить искусственные барьеры. Я ведь знаю, что они существуют не везде. В клубе я встретила солдата из Пуэрто-Рико, он пребывал в нашем городе уже месяц. Он сказал мне, что так и не смог понять, как мы здесь танцуем на раз и на два. Мол, в Пуэрто-Рико люди просто делают то, что им велит делать музыка; он назвал это «уличным танцеванием». Я решила с ним станцевать. Ничего подобного раньше не испытывала. Он не только танцевал со мной под музыку и делал это с учетом инструментовки… из-за его ведения я просто не могла вести счет… это иначе не объяснить, кроме как сказать, что музыка завладела нами обоими. Мне жутко понравилось, я попросила его станцевать со мной еще раз. И в этот раз он танцевал вместе с музыкой, да еще и делал паузы, когда она замирала… он танцевал с музыкой, потому что слушал ее. Обычно именно я заставляю мужчину сделать паузу, когда ее надо сделать, а здесь все шло естественно и непринужденно. Смысл? Тело должно делать то, что ему велит делать музыка.
http://www.idance.ru/articles/13/417p_feel2.jpg
Основной итог логичен и прост. Музыка – это источник танцевания сальсы, поэтому, вместо того, чтобы погружаться в бесконечные жаркие споры, стоит просто погрузиться в музыку и почувствовать ее, быть на раз или на два или на сколько угодно – лишь бы быть с музыкой. Если мы в самом деле хотим создать единство сальсерос, давайте гордиться тем, что мы непохожи друг на друга. Подумайте, какая скука царила бы, выгляди мы все одинаково. И давайте не зацикливаться на этом счете. Если бы в песнях не было б ничего другого, они бы все состояли только из циферок, и инструменты были бы ни к чему. ЧУВСТВУЙТЕ МУЗЫКУ, ИГРАЙТЕ С МУЗЫКОЙ, НАСЛАЖДАЙТЕСЬ МУЗЫКОЙ – ВСЕГДА!!! Помните: сальса появилась не потому, что люди до нее танцевали в тишине и им просто понадобился музыкальный фон. Сальса – это форма выражения. Людям нужно было двигаться под музыку и ритмы, которые они слышали. Первой появилась музыка, затем – танец. Танец под музыку должен остаться первым. Не дайте сальсе умереть, пусть ее музыкальное сердце бьется.
http://www.idance.ru/articles/13/417p_feel1.jpg

* клаве (clave) – ведущий ритм в сальсе, определяющий тон или структуру песни. Прочитать о нем можно на agnostus.ru/on2beat.php

Источник: salsafreak.com , автор: Donna «Salsalicious» Goode

Перевод: iDance

Фото: dancenetwork.com.au latinfever.com.au salsabor.com.au